«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

Электроника

Как известно, Форесия как компания состоялась в 1998 году путём слияния автокомпонентного подразделения Пежо-Ситроена (ECIA) и производителя сидений «Бертран Фор», так и появилось название нашей компании. Долгие годы Форесия производила выхлопные системы, детали интерьера и сидения. Эти компоненты были частью автомобиля с самого его изобретения. Однако в последние годы мы все стали свидетелями эпохальных изменений в мире автопрома. Начались повальные ужесточения экологических норм, а электроника стала неотъемлемой частью автомобиля. Это требовало перестраивания бизнес-модели.


По данным EY на 2017 год, на интерьер российского автомобиля приходится всего 5% стоимости БОМа (Bill of Material -- перечня материалов) автомобиля, а сюда включены и сидения, и шумоизоляция, и пластики. Тот же отчёт показывает, что на выхлопную систему вместе с катализатором приходится меньше 1% БОМа. Доля электроники же растёт каждый год, и в том же 2017 году издание Car and Driver оценила её долю в невероятные 40%. Сюда входят разные системы: управление двигателем, системы безопасности, телематика, управление климатом, развлекательные системы и многие, многие другие. Даже у кнопок на руле есть своя управляющая микросхема.

Неудивительно, что руководство Форесии решило развивать именно электронику. Приблизительно в 2017 году началась скупка различных профильных компаний. Среди самых интересных приобретений можно отметить японскую компанию Clarion и французскую Parrot. Уже в 2019 году появилось четвёртое подразделение нашей компании -- Faurecia Clarion Electronics (FCE), в котором сейчас есть три основных направления: развлекательные системы, дисплеи и системы помощи водителю (ADAS).

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Возможно, свою известную фразу Льюис Кэрролл написал именно об электронике!

Электроника – это очень динамичное направление, которое является приоритетным для правительства. Готовятся серьёзные субсидии для поддержания локализации этой подотрасли. Минпромторг в этом году специально создал должность заместителя министра, курирующего электронику (В. Шпак) для всей промышленности, не только автопрома. Связано это с тем, что для электроники нужны большие объёмы производства и решения на уровне этой подотрасли.

Что же такое электроника? Это и аппаратная часть (hardware) и программное обеспечение (software), причём ПО имеет сразу несколько слоёв. Условно можно разделить его на нижний слой (драйверы), средний слой (подпрограммы), верхний слой – оболочка, которую видит пользователь. Количество деталей в типичной выхлопной системе обычно порядка 50 позиций, в обычной же мультимедийной системе их больше тысячи! А в программное обеспечение входят такие компоненты как кибербезопасность, настройка звука, кстати, в нашей компании для этого привлекают искусственный интеллект, Линукс, Андроид, протоколы беспроводной связи со смартфоном и т. д. Это огромное количество самых разных областей, в которых разбираться приходится буквально каждый день!

В 2020 году Форесия выиграла первый небольшой проект по электронике без локализации, но даже такой результат был очень важен для нас. Вот уже несколько месяцев российская команда при поддержке наших французских инженеров работает над тендером для одного крупного автопроизводителя. Речь идёт о мультимедийной системе с картами Яндекса и всеми современными достижениями. В России действует широко известное постановление правительства, которое вынуждает автопроизводителей локализовываться в России. Речь идёт о сборке, о производстве печатных плат, о поверхностном монтаже (это набивка печатных плат электронными компонентами – транзисторами, резисторами, диодами и т. д.), разработке ПО. В рамках нашего проекта мы планируем локализовать как разработку, так и часть сборки. Часть работ, включая производство пластиков, финальную сборку и загрузку ПО, будет выполнена на одном из заводов Форесии.

В России уже есть множество компаний, которые работают на мировой автопром. Это такие компании как IT-компании Luxsoft или Orion, которые пишут ПО для автопроизводителей вроде Фольксвагена. Иногда Форесия в Европе прибегает к их услугам для своих международных проектов. То есть, например, Форесия Франция для проекта с Фольксвагеном в Германии может вполне нанять сотни отечественных программистов, которые будут дистанционно трудиться, например, в Санкт-Петербурге.

Так что у нас есть огромный потенциал и прекрасные кадры мирового уровня. Мы иногда не замечаем, что во всём мире есть всего три развитых центра IT – США, Китай и Россия. В Европе, например, ничего подобного нет. В последние несколько лет подтянулось и отечественное производство электроники. У нас появились свои процессоры, свои серверы и другие важные системы ИТ-инфраструктуры.

Наша команда по развитию бизнеса с оптимизмом смотрит на развитие электроники в нашей стране. Мы учимся новому каждый день и видим огромный потенциал для развития этого направления! У нас есть очень серьёзные шансы выиграть этот якорный тендер по мультимедийной системе, и тогда за этим проектом последует целая вереница новых проектов, ведь запросы уже есть.