Проект, который закладывает будущее. Faurecia и КамАЗ могут стать пионерами на рынке Европы по поставкам грузовиков на водородных энергоустановках.

Электробус

       Сегодня по улицам Москвы и Санкт-Петербурга уже курсируют электробусы. Но будущее этих городов будет связано с общественным транспортом на совершенно новых технологиях, а именно на водородных энергоустановках. Faurecia уже стала частью грандиозного проекта по созданию прототипа водородной установки для электробусов КамАЗ. Сегодня этот автопроизводитель доминирует на рынке электробусов и нацелен на значительный технологический прорыв в этой области.

В конце 2020 г. Президент России В.Путин дал указание развивать водородную тему. Соответственно все производители начали изучать технологические возможности для введения их в производство. Faurecia, как известно, обладает решениями в этой области поэтому компания в России вышла с предложением к автогигантам рынка грузового транспорта – ГАЗ и КамАЗ. И решения заинтересовали заказчиков. КамАЗ принял оффер Faurecia практически сразу, что выразилось в незамедлительном начале сотрудничества, ГАЗ пока повременил с таким решением, желая изучить ситуацию на международном рынке.

Важно понимать, что действующие модели электробусов имеют весьма ограниченный ход: батареи рассчитаны на 65 километров, что приводит к множеству сложностей при эксплуатации. Основная – необходимость в частых подзарядках. В то же время водородная установка с баллонами дает возможность передвигаться по маршруту 200-250 километров на одной зарядке. Это сразу предоставляет ряд преимуществ при эксплуатации, в т.ч. освобождает от необходимости строить дополнительный подзарядные станции на пути следования электробусов в центре города, а также предоставляет больше возможностей по формированию маршрутов.

Для полноты понимания ситуации также важно заметить, что водородная тема не просто становится популярной, она набирает обороты с колоссальной скоростью. Подавляющее большинство автопроизводителей в миру уже заявили о своих стратегических планах по освоению водородных технологий и делают прогнозы о том, что в 2030 г. электромобили будут комплектоваться водородными установками.

- Мы в Faurecia уже давно предвосхищали такое развитие событий, понимая, что за водородом будущее. Поэтому нашей стратегией было полноценное информирование текущих и потенциальных клиентов о наличии в нашей компании практически готовых решений, которые помогут в кратчайшие срок реализовать стратегические задачи бизнеса, - рассказывает менеджер по продажам Айрат Шарипов. – Поэтому когда Президент сказал: «Водороду быть!», - почва была подготовлена и автопроизводители уже знали к кому обращаться.

На данный момент в рамках совместного проекта КамАЗ и Faurecia стоит очень амбициозная задача. КамАЗ планирует выставить прототип такого автобуса на выставке грузового транспорта ComTrans 6 сентября 2021 г. Это должно стать поистине ключевым событием в автомобильной отрасли: познакомиться с прототипом электробуса прибудет Владимир Путин. Поэтому права на ошибку и даже задержку в реализации проекта нет ни у одного из участников. На кон поставлены, по сути, как репутации компаний, так и будущее этого сегмента рынка.

Что требуется от Faurecia? Мы должны изготовить для КамАЗ два образца энергоустановок на топливных ячейках. Один образец будет частью автобуса, который будет презентован на выставке. Второй пойдет на испытания.

КамАЗ  видит в нас экспертов в этой технологии, пионеров в водородных решениях для автомобильного рынка. Сложившиеся отношения и высокая степень доверия и стали основой для реализации проекта. Сроки очень жесткие. Faurecia получила номинацию на проект в конце марта. И за очень короткое время компании предстоит не просто произвести и продать оборудование, но и совершить ряд разработок. Ответственность высочайшая.

Faurecia Russia – в эпицентре событий, так как именно на нас завязано управление всеми процессами по созданию данной топливной системы. С одной стороны – клиент, который ожидает срочного выполнения на самом высоком уровне качества без каки-либо допусков, с другой – субподрядчики, которые также вовлечены в процесс создания и производства комплектующих для нового технологичного решения. Это Faurecia Zero Emission, которая будет поставлять нам HSS (Hydrogen Storage System – система хранения водорода), с другой стороны – Symbio, это наше совместное предприятие с Michelin, которые поставляют ячейки и баллоны для проекта. К слову, именно их мы демонстрировали на выставке ComTrans-2019, в которой участвовали с целью подготовить будущее для водорода. Faurecia Russia закупает из для КамАЗ, оказываю дистрибьютерские услуги и коммуникационную поддержку для уточнения всех деталей.

Для того, чтобы понять объем работы, который необходимо выполнить для увязывания все деталей, стоить заострить внимание на следующем. Когда мы говорим о StackPack (энергоустановка на топливных ячейках), - это минимум 22 компонента, производство доставку и сборку которых необходимо обеспечить. HSS состоит из 12 элементов. Добавьте к этому децентрализованную структуру КамАЗ как заказчика, и вся комплексность проекта станет более очевидной.

Помимо организационные сложностей, водородной технологии для автомобилей еще предстоит преодолеть скептицизм людей, для которых двигатель на водородном топливе априори является источником повышенной опасности. Это объяснимо, так как еще из школьного курса все помнят такое свойство водорода как взрывоопасность, на слуху – множество «взрывных» историй. Тем не менее, уровень безопасности новых технологий – на высоте. По словам А.Шарипова, автомобиль на водороде даже более безопасен, чем двигатель внутреннего сгорания или на газе. Но необходимо время, чтобы стереотип себя изжил.

Со стороны Faurecia над проектом работает очень небольшая команда. Наша задача – координация. Производством систем будут заниматься европейцы, специалистам компании в России необходимо урегулировать и увязать все потоки. Работы много, совещаний в день приходится проводить по три-четыре, объем информации очень значительный, задачи для решения высочайше сложности. Например, логистам нужно определить, каким образом доставить баллоны. Оказалось, что они изначально должны быть заправлены водородом, иначе технологически невозможно избежать их загрязнения и отложенная заправка не даст необходимый технологический эффект. Ситуация с отсутствием опыта по транспортировке баллонов усложняется тем, что они должны быть заправлены водородом и быть под давлением. Нюансов масса, ответственность высочайшая, соблюдение многочисленных законодательных актов, сертификатов и стандартов – обязательны.

Генеральный Директор Камаза Кагогин и вице-президент Гумеров ждут визита в Европу, чтобы познакомиться с производством водородных установок, с Faureica и Symbio. Как только будут открыты границы, поездка обязательно состоится.

Эта тема имеет масштабное будущее с т.з. экспорта. В Европе много клиентов, которые хотят купить тяжелый грузовой транспорт на водородных установках уже сегодня, но такие гиганты-автопроизводители как Daimler, Mann, Daff, Mercedes говорят о возможности пставое только в 2024-2025 гг. То есть уже сегодня есть спрос на автомобили с новыми технологиями, но нет тех, кто готов незамедлительно начать их производство. Поэтому для КамАЗ, конечно, эта тема интересна. Поэтому наших следующим совместным шагом станет создание персонализированных прототипов, которые будут ориентированы на клиентов в Европе. Таким образом, автобус станет показательным образцом, демонстрирующим нашу способность реализовывать решения такого класса. И КамАЗ в т.ч. видит развитие этих решений на экспорт: в России еще потребуется долгое время для раскачки этой темы, в Европе бум уже начался, рынок терять нельзя.

- Наша задача – опередить всех тех, кто планирует вывести на рынок решения в 2024-2025 гг. и ворваться с КамАЗ на рынок Европы, - резюмирует Айрат.  – Таким образом, вы видите, что мы начали работать над одним проектом, но он уже раскручивает широкие возможности на перспективу. Понять потребности клиентов, уточнить продукт, сделать девелопмент и подготовиться к производству – вот основные задачи на краткосрочную перспективу, которые сейчас перед командой. Пока мы говорим пока о многотысячных объемах, прогнозируемый объем рынка небольшой, но это очень ценное начало. И радует, что наше видение совпадает с видением КамАЗ.

Сегодня Правительство России готово спонсировать разработки водородных технологий для того, чтобы автопроизводители предложили прототип, который будет амологирован (разрешен к общественному использованию). КамАЗ уже обратился за этими субсидиями, она весьма внушительны и требуют освоения. Соответственно КамАЗ  рассчитывает на Faurecia как своего партнера. От нас ожидают не просто поставку новой техники, но и инженерную и сервисную поддержку. У нас должны быть сервисные центры, готовые решить любой вопрос по технологии. Впрочем, это совпадает и с нашей стратегией: Faurecia не интересно быть просто поставщиком одного образца, мы хотим быть завязанными на индустрию: сервис, заправочные станции, обслуживание. Также мы обязательно будем работать и над тем, чтобы локализовать производство топливных систем и на мощностях Faurecia в России.